Наш тел.: +7(914)408-30-35

Архив новостей

Школьникам почти нечего узнать о дальневосточном этапе Гражданской войны из учебников: Историки

image

22 июня 2021. Благовещенск. Оргкомитет Всероссийской конференции, посвященной 100-летию окончания Гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке, опубликовал сборник научных материалов по итогам мероприятия. Конференция, напомним, прошла в мае 2021 года в Благовещенске при поддержке Российского исторического общества и Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ). Представители АНО «ДАРИБ» презентовали участникам конференции документально-игровой фильм «Волочаевские дни», а также договорились с местными учеными-историками о сотрудничестве в рамках организации трансграничного поисково-просветительского проекта «Следы Гражданской» в 2021-2022 годах.

Материалы сборника Всероссийской конференции подтверждают тезис о том, что дальневосточные школьники не очень много знают о событиях 100-летней давности, происходивших на родной земле, вовсе не из-за нежелания изучать краеведение, а из-за того, что авторы-составители учебных пособий уделяют дальневосточному этапу Гражданской войны (1918-1922 годы) малое внимание.

Коллектив авторов БГПУ в статье «Гражданская война на Дальнем Востоке в современных отечественных учебниках», изучив три линейки учебных пособий, одобренных Министерством просвещения РФ, констатируют, что в учебнике О.В. Волобуева, например, дальневосточному сюжету Гражданской посвящен всего лишь один абзац, а в учебнике под редакцией А.В. Торкунова отдельные разрозненные эпизоды «всплывают» на разных страницах, из-за чего получить какие-либо цельное представление о событиях войны на Дальнем Востоке ученикам попросту невозможно.

«В результате образовался своего рода пробел в историческом краеведении. В тоже время, задания ВПР (всероссийских проверочных работ) по истории обязательно включают себя два задания по истории родного края, в том числе посвященные событиям новейшей отечественной истории. По сути, возникает абсурдная ситуация – от обучающихся требуют знаний по истории региона, а учебная литература, которая могла бы помочь им овладеть необходимым материалом, – отсутствует или ее качество оставляет желать лучшего», – считают историки.

По мнению авторов статьи, помочь в решении проблемы «могло бы издание специальной учебной литературы по истории дальневосточных субъектов РФ, в которых более углубленно рассматривают события, явления и процессы, связанные с историей региона». «Кроме того, в учебных планах по истории следует выделить соответствующие часы для изучения этих аспектов», – подытоживают авторы.

«Мнение профессиональных историков – лишнее доказательство того, что просветительский проект «Следы Гражданской», к реализации которого мы начнём готовиться уже этой осенью, актуален и необходим образовательной системе регионов Дальнего Востока. Ранее, проведя демонстрацию фильма о событиях Волочаевского сражения 1922 года в школах четырёх южных регионов Дальнего Востока, мы воочию убедились, что лишь немногие старшеклассники ориентируются в событиях тех лет. Думаю, если нам удастся привлечь учеников и молодых специалистов к исследовательской работе по поиску материальных следов Гражданской вдоль российско-китайской границы, а затем предать результаты этой работы максимальной огласке, дальневосточники станут знать свою историю чуть-чуть лучше», - говорит член правления АНО «ДАРИБ» Дмитрий Щербаков.

Перейти к списку всех новостей